В ту пору, когда еще не было фотошопа, очень востребованы были светофильтры. Они представляли собой «насадку» на объектив и использовались для придания изображению большей резкости или других цветовых оттенков. Светофильтрами успешно пользовались и в эпоху черно-белой, и в последующую – цветную эру пленочной фотографии. Их применение было обусловлено еще и тем, что разная пленка имела разные оттенки цвета, и к каждой нужно было приноровиться.
Когда бал стали править цифровые камеры, и появилась возможность обрабатывать снимки на компьютере, необходимость в светофильтрах снизилась, но не исчезла. Какие же сегодня используются типы светофильтров?
Защитные
Выполняет не корректирующую, а чисто защитную функцию – оберегает линзу объектива от царапин. Для этого защитный фильтр крепится перед объективом. По сути, это обычное, хотя и качественное, прозрачное стекло.
Ультрафиолетовые (UV-фильтры)
Глаз человека не может различать УФ-оттенки, но их прекрасно видит чувствительная цифровая матрица. Это приводит к огрехам цветопередачи – цвета становятся блеклыми и светлыми. При использовании такого фильтра и небо будет синее, краски – ярче. Узнать их можно по маркировке UV.
Инфракрасные светофильтры
Фильтры для любителей всего оригинального. Они отсекают весь видимый спектр цветов, оставляя только ИК. Снимать в таком режиме сложно, потому что в видоискателе ничего не будет видно. Поэтому нужен штатив и предварительная фокусировка на объекте съемки. Но зато и выглядеть картинка будет прикольно: инвертированные цвета инфернального оттенка негатива. Инфракрасные светофильтры узнать можно по маркировке IR.
Поляризационные
Они бывают двух разных типов – более распространенные круговые и менее популярные линейные. Предназначены для подавления поляризованного света, причем круговые подавляют его сильнее, но только под 90 градусов к оптической оси. А линейные – слабее, но по всей площади фильтра и вне зависимости от угла. С помощью таких фильтров можно снять очень четкие изображения, в которых будут насыщенные цвета и очень прозрачная вода. Правда, сами фильтры довольно толстые и громоздкие, а тонкие (slim) стоят существенно дороже. Обозначены на корпусе как PL – линейные и С-PL – круговые.
Градиентные светофильтры
Служат для того, чтобы затемнить одну из частей кадра. Не слишком удобны, так как создают ощутимый оттенок неестественности, из-за чего и вытеснены сегодня цифровой обработкой и методом HDR съемки.
Нейтральные
Служат для частичного затемнения изображения и, соответственно, удлинения экспозиции. Они хороши, чтобы снимать при ярком солнце и солнечные блики на воде. Но есть и «подводные камни» — тени на таких кадрах получаются излишне темными и выглядят как провалы в темноту. Обозначаются на корпусе буквами ND с указанием цифры степени затемнения.
Цветные светофильтры
Реликт пленочной эпохи – для съемки в оттенках определенного цвета. Сегодня успешно заменяются обработкой в фотошопе. Помимо светофильтров для объектива, существуют еще и их аналоги для фотовспышки. Они бывают только цветные и служат для экономии усилий, чтобы не переделывать в фотошопе все цветовые оттенки разных частей изображений с большой степенью достоверности. Куда проще одеть фильтр на вспышку и сделать кадр нужной «цветовой температуры».